Главная » Публикации » Активизация познавательной деятельности студентов

Активизация познавательной деятельности студентов – результат эффективного применения современных образовательных технологий

Дата публикации: 15.11.2019
Автор: Трепакова Елена Викторовна

Повышение качества профессионального образования за счет приведения содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества – важнейший фактор, влияющий на социально-экономическое развитие страны. Образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения ФГОС 3+ направлены, прежде всего, на формирование готовности выпускника к профессиональной деятельности и реализацию его профессиональных намерений на рынке труда. Однако достижение высокого качества обучения может быть обеспечено только за счет интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Таким образом, одной из приоритетных задач в области образования является внедрение и эффективное применение современных образовательных технологий.

Активизация познавательной деятельности студентов в образовательной организации профессионального образования представляет собой деятельность преподавателя, включающую создание определенных условий, отбор содержания, выбор методов, средств и форм обучения, с целью развития интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в освоении образовательных программ по подготовке к профессиональной деятельности.

Специфика активизации познавательной деятельности студентов состоит в овладении ими обязательной компетенцией по работе с профессиональной информацией, сочетании современной компьютерной и традиционной технологий обучения, профессиональной направленностью содержания учебного материала, вариативности решения задач, связанных с видами профессиональной деятельности.

Цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Основная задача педагога-повышать интерес учащихся к занятию.

Активные методы обучения в условиях их творческого применения превращают учебный процесс в творчески-поисковую деятельность, которая оказывает положительное влияние на его эффективность, побуждает к поиску различных приемов усвоения знаний. При помощи форм и методов активного обучения можно достаточно эффективно решать дидактические задачи, которые трудно решить в условиях традиционного обучения. Необходимо развивать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, системное мышление студентов, формировать социальные умения и навыки взаимодействия, способности принимать совместные решения, воспитывать ответственное отношение к делу, осознавать социальные ценности и установки, как коллектива, так и общества в целом.

Методики познавательного интереса включают следующее:

  • привлечение к целям и задачам урока;
  • появление интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение студентов в необходимую форму работы.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда студенты хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Преподавание специальных дисциплин показывает, что в развитии интереса к предмету и улучшении усваивания нового материала, помогает применение на занятиях активных форм, средств и методов обучения, которые будут способствовать повышению качества подготовки компетентного специалиста.

Как известно, лекция – традиционный репродуктивный метод обучения. Но и она становится активным методом, если в нее включить различные современные средства развивающего обучения (проблемный вопрос, ситуацию, задание перед просмотром иллюстративного и видео материала). Привлечение самих студентов к организации различных форм, этапов урока (изучение новой темы, проверки знаний, закрепления материала) бесспорно активизируют их мыслительную деятельность. Поиск необходимой информации из различных источников, результаты собственных наблюдений, подготовленные студентами для изучения темы следующего урока, активизируют их внимание, вызывают живой интерес к предмету. Использование презентаций оптимизируют деятельность преподавателя, упрощают подготовку к уроку. Презентация позволяет не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя их актуализировать знания высказывать предположения, анализировать получаемую информацию.

Использование различных видов деятельности, средств, форм и методов, заинтересованность самого преподавателя к преподаваемой дисциплине, будут способствовать повышению качества подготовки компетентного специалиста.

К средствам, способствующим развитию интереса к предмету и активизации познавательных способностей студентов относятся:

  • содержание образования;
  • средства обучения;
  • методы и приёмы обучения;
  • организационные формы учебной деятельности;
  • контроль за ходом процесса обучения.

На современном этапе развития профессионального образования проблема активизации познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность студентов. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Список использованных источников:

  1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. М.: Кнорус,2011.
  2. Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся. М.: Просвещение, 2009.
  3. Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении. Ростов-на-Дону.: Легион, 2008.
  4. Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 2002.