Главная » Публикации » Взаимодействие преподавателя с базами практики

Взаимодействие преподавателя с базами практики как условие подготовки специалиста по специальности «Коммерция» (по отраслям)

Дата публикации: 26.12.2019
Автор: Смирнова Анна Александровна

В условиях высококонкурентного рынка труда все большее значение приобретает обучение и практикоориентированая подготовка конкурентоспособных специалистов в системе профессионального образования. Сегодня под конкурентоспособностью специалистов понимается совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного человека на рынке труда, позволяющие ему претендовать на занятие определенных вакансий.

Важнейшим фактором конкурентоспособности являются совокупность свойств, обуславливающих способность специалисту выполнять определенные виды труда. Успешно подготовить конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования возможно при решении таких основных задач как развития взаимодействия среднего профессионального образования и конкретных работодателей и создание системы образования, направленного на овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Для решения этих задач в ГПОУ «Сыктывкарский торгово-экономический колледж» реализуется информационно-аналитическая модель взаимодействия системы образования и торговых предприятий Республики Коми. В рамках данной модели проводится производственные практики студентов колледжа и стажировки преподавателей на базе производственных партнеров-торговых предприятиях Республики Коми.

Например, колледж на договорной основе совместно с торговым предприятием ООО «Лента» реализует программу производственной практики студентов по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 100701 «Коммерция» (по отраслям), 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и стажировки профильных преподавателей. Программы производственной практики студентов и стажировки профильных преподавателей разрабатываются с учетом квалификационных требований к контролерам-кассирам на основе материалов внутрифирменного обучения ООО «Лента».

Перед практикой я прошла стажировку в ООО «Лента» по ПМ 01. «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» и ПМ05. «Организация работы кассира». В рамках данной стажировки менеджеры ООО «Лента» в устной форме, и с помощью презентаций раскрыли темы:

  • «Внешний вид кассира». (рубашка синяя, брюки темные, галстук или косынка желтая), соответствующий дресс-код придаёт дисциплинированность, аккуратность и ответственность;
  • «Изучение клавиатуры кассы и периферийных устройств: сканера, принтера, детектора»;
  • «Признаки подлинности денежных знаков» (признаки подлинности на ощупь, видимые в УФ лучах, на просвет определяемые с помощью лупы, студенты самостоятельно распознавали признаки подлинности);
  • «Процесс обслуживания покупателей», (рассматривали чек-лист по стандарту обслуживания, не забывая общение с покупателем как с гостем;
  • «Правила подготовки денежных средств к инкассации» (правильно сформировать пачки и составить по купюрную опись).

Практическая часть стажировки была просвещена отработке практических навыков сканирования весового товара, товара с особыми условиями хранения, расчету по подарочным картам, а также алгоритму работы в нестандартных ситуациях: извиниться, озвучить проблему, предложить варианты решения, быстро совершить обещанное действие).

Торговые предприятия Республик Коми стремятся получить не только компетентного специалиста, вооруженного теорией и практическими навыками, но и инициативного человека, информированного относительно будущей специальности. Знания такой специалист получает благодаря практике на предприятиях розничной и оптовой торговли.

Организация практики в ООО «Лента» направлена на непрерывное и последовательное овладение студентами профессиональными умениями и навыками, изучение передового опыта, формирование и развитие интереса к будущей специальности. Целью практики является формирование профессиональных компетенций: эксплуатации контрольно-кассовой техники и общих компетенций — работа в команде, коллективе.

Практика по специальности «Коммерция» состоит из двух этапов. На втором курсе студенты проходят производственную практику на базе торгового предприятия «Гипермаркет «Лента» на договорной основе, где в соответствии с программой ПМ 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью» получают первичные навыки организации торговли, изучают ассортимент товаров, закрепляют и развивают профессиональные и общие компетенции: организация продаж, эксплуатации торгового оборудования, командное взаимодействие.

На производственной практике студенту отводиться активная роль – студенты свободно общаются с покупателями, активно участвуют в торгово-технологическом процессе. Я, как преподаватель, осуществляю поддержку, активизирую знания, предоставляю информацию, помогаю переходу умений в навыки. При этом взаимодействие со студентами поддерживается с использованием традиционных (личное посещение базы практики) и современных (различных телекоммуникационных каналов таких, как телефон, электронная почта, социальные сети) методов.

В конце производственной практики каждый из студентов защищает не только отчет, но и проходит внутрифирменное тестирование гипермаркета «Лента» в индивидуальной форме. Тесты проверяет менеджер и основные ошибки совместно с преподавателем-руководителем практики и студентами анализируются.

Вторым этапом является преддипломная практика Итогом преддипломной практики становиться не только сбор материалов для выпускной квалификационной работы и её защита, но умение заключать договора, организовывать и вести контроль в торговом предприятии.

Современная материальная база практик на базе ООО «Лента» позволяет адекватному восприятию личных и профессиональных интересов студентов и работодателей, дает возможность прийти к положительному результату в работе по формированию профессиональных и общих компетенций.

Также, представители работодателя ООО «Лента» присутствуют при проведении квалификационного экзамена в колледже. И когда студент начинает с восторгом описывать процесс приемки товаров или организацию выкладки и размещения товаров, можно сделать вывод, что таким образом разработка и внедрение информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и торговых предприятий, создаёт условия для реструктуризации кадрового состава предприятий, профессионального и социального развития молодых специалистов.

Таким образом организация практики в условиях реального торгового предприятия имеет целью закрепление профессионально важных умений и навыков работы, достижение в оптимально короткие сроки требуемой производительности труда, адаптации в трудовом коллективе.