Главная » Публикации » Особенности работы преподавателя

Особенности работы преподавателя в период подготовки к конкурсам профессионального мастерства: проблемы и пути их решения.

Дата публикации: 16.09.2020
Автор: Юдина Татьяна Анатольевна

Мы прекрасно понимаем, какой титанический труд проделывают организаторы профессиональных олимпиад, конкурсов и чемпионатов: мы сами не раз выступали базой проведения конкурсов профессионального мастерства по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Гостиничный сервис», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Организация перевозок и управление на транспорте» среди образовательных учреждений среднего профессионального образования Приморского края. Последними такими мероприятиями были III чемпионат молодых профессионалов Worldskills, который проходил на базе нашего колледжа по компетенциям: «Облицовка плиткой», «Администрирование отеля», «Промышленный дизайн», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» с 12 по 17 ноября 2018 года и региональные этапы Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям «Организация перевозок и управление на транспорте» (дата проведения) и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (дата проведения), «Документационное ведение управления и архивоведение».

В 2019 году региональный чемпионат проходил с 08 ноября по 15 ноября, где колледж был заявлен по 5 компетенциям.

Наш колледж по крупицам копит приобретённый опыт, имеет свои «изюминки» проведения такого рода мероприятий, старается избегать ошибок.

В настоящее время качество подготовки будущих специалистов в области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого выпускника, и определяется степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка студентов к эффективной трудовой деятельности – важная характеристика, которая включает в себя способность их к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности выбранной сфере.

Профессиональный конкурс или олимпиада – это очень важное и неотъемлемая часть образовательной деятельности преподавателя и студента. Известно, что обучение, отработка умений и навыков является подготовительным этапом к сдаче аттестации по профессиональным модулям, а возможность участия в конкурсах профессионального мастерства – вершина успешности соревновательной деятельности. В этом смысле профессиональный конкурс – главный экзамен для студента. Но было бы ошибочно рассматривать профессиональные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности студента, становятся важным видом учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Любой конкурс является испытанием для его участников, а профессиональный конкурс – это двойное «испытание на прочность». Каждый участник понимает, что оценивают не только его компетентность, но и образовательное учреждение, компетентность педагогического коллектива, обеспечивающего подготовку участников. Подготовкой конкурсантов должна заниматься команда преподавателей – профессионалов колледжа. Поэтому одной из самых больших проблем является подобрать правильную команду преподавателей единомышленников для подготовки студентов к олимпиадам или конкурсам по разработанному плану. План включает планирование, организацию и контроль подготовки, анализ результатов участия в конкурсе. У нас большой дружный коллектив с высоким уровнем профессионализмом, но без сложностей обойтись не удается.

В планирование подготовке студента к конкурсу входит определение целей подготовки в соответствии целями конкурса. Главная задача состоит в реализации соответствующих планов подготовки в каждом конкретном случае, выработке принципиальных методических основ подготовительных этапов.

Основные составляющие этапы подготовки:

  • администратор, лучше в лице заместителя директора по учебно-практической работе;
  • работоспособный коллектив преподавателей по подготовке студентов;
  • преподаватель – координатор, в лице председателя организационно-методической комиссии по специальности;
  • педагог-психолог группы по работе со студентами.

Психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей участника, его желание, определение уровня и дефицита компетентности в требуемой области, изучение индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента и характера действующих мотивов.

Разработка концепции подготовки включает четкий план подготовки в соответствии с графиком проведения консультаций, определения содержания, объема, продолжительности занятий и соответствующую материально-техническую базу.

Наиболее важными составляющими является разработка пакета методических материалов для подготовки и определение критериев оценки эффективности подготовки участника. Очень важно, чтобы все конкурсанты оказались в одинаковых условиях, поэтому эти материалы должны предоставляться всем участникам в максимальном объеме.

Организация подготовки участника к конкурсу: определение основных направлений подготовки, создание творческой команды («тренеры») из числа высококвалифицированных специалистов, составление плана работы на период подготовки с указанием ответственных и промежуточных сроков контроля.
Контроль подготовки участника к конкурсу осуществляется организацией контактов между преподавателями – «тренерами»- участниками творческой группы по подготовке, отслеживанию изменений в учебно-профессиональной деятельности участника, корректировке модели его профессионального поведения [4].

Главной проблемой в плане подготовки является высокая занятость преподавателей в образовательном процессе, а подготовительный этап идёт во внеаудиторное время. А это, как правило, в ущерб личного времени преподавателя и студентов.

Вся жизнь – это калейдоскоп нестандартных производственных и житейских проблем, решение которых требует новой информации, получаемой в процессе профессионального образования. Существуют разные мотивации у преподавателей и студентов к участию в профессиональных конкурсах и олимпиадах.

Мотивации к участию преподавателей:

  • административное решение;
  • требования к квалификационной категории преподавателя;
  • аттестация преподавателя на более высокую категорию или подтверждение категории (портфолио преподавателя);
  • профессиональный рост самого преподавателя в период подготовки к такому мероприятию;
  • обмен опытом преподавательской деятельности;
  • знакомство с материальной базой и информационными ресурсами других образовательных организаций;
  • накопительная оценка баллов за участие и подготовку в мероприятиях, подтвержденных сертификатом;
  • моральные и материальные поощрения.

Мотивация к участию студентов:

  • возможность освоить общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции;
  • престижность участия в профессиональных конкурсах;
  • профессиональный рост (портфолио студента);
  • моральные и материальные поощрения,
  • презентация будущему работодателю.

На этапе подготовки к профессиональным конкурсам преподаватели и студенты сталкиваются со многими вопросами: проблемы менеджмента в образовательной сфере и организации консультаций, психологическая подготовка студентов, организация правильного рабочего дня студента и преподавателя, грамотно выстроенные мотивации к участию, нехватка научных материалов по данному виду профессиональной деятельности.

Сложности при подготовке разные, но самые частые:

  • обычно участвуют одни и те же преподаватели в подготовке студентов-конкурсантов;
  • необходимо привлекать больше молодых преподавателей (элемент наставничества);
  • преодоление психологических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками;
  • сложности отбора студентов (проблема выбора – есть группы, когда можно выбрать несколько равноценных студентов, а есть наоборот);
    – психологическое моделирование условий предстоящей борьбы.

Наукой установлено, что 90% знаний, полученных студентами, будут запоминаться надолго, если они добыты ими самостоятельно, то есть своим трудом.

Следовательно, перед преподавателем становится важная задача – научить студента работать самостоятельно, научить учиться, сформировать мотивацию [3].

Время на подготовку:

  • в рамках аудиторного времени;
  • внеаудиторное время;
  • консультации;
  • большой процент времени – это самоподготовка студента.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так, как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Совершенствовать механизмы стимулирования и мотивации преподавателей:

  • административные ресурсы – заложить в нормативно-правовые документы (коллективный договор, устав колледжа, локальные акты, положения об аттестации преподавателей) возможные механизмы стимулирования;
  • моральные и материальные поощрения студентов и преподавателей.

Образование в любом обществе работает не только на настоящее, но и на будущее. Формирование у студентов мотивации к самостоятельной деятельности необходимо не только для того, чтобы успешно учиться в колледже, а потом возможно и в высшем учебном заведении, но и для эффективной социальной адаптации во взрослой жизни, обеспечения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности [1].

Преподаватель – профессия благороднейшая и труднейшая. Она требует от человека постоянного творчества, мыслительной деятельности, душевной щедрости, верности избранному делу. Одним из важнейших условий деятельности преподавателя является стимулирование творческой деятельности студента, превращение педагогического творчества в творческое сотрудничество. Каждый человек обладает творческой энергией.

Список использованных источников:

  1. Белова Н. Г., Шевченко А. Е. Использование стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) для совершенствования качества педагогического образования в условиях колледжа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru
  2. Гарнеев Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческо-конструкторской деятельности в подготовке современного рабочего: Монография /УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. 206 с.
  3. Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условия университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. 405 с.
  4. Кокшарова М.Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46 С. 192-201.
  5. Мельникова Е.П. Управление самостоятельной работой студентом медицинского колледжа по освоению профессиональных компетенций // СПО. 2014. №12.
  6. Пахомова Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителей: дис. . канд. пед. наук. М.,2003. 209 с.
  7. Слизкова Е.В., Астаева С.С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 101-105. Режим доступа: hppt//moluch.ru.