Главная » Публикации » Методы мотивации обучающихся

Активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации обучающихся

Дата публикации: 02.05.2020
Автор: Селеткова Татьяна Владимировна

В условиях все возрастающих требований к работникам производства конкурентоспособность будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из ведущих показателей работы учреждений профессионального образования.

Однако, не для кого не секрет, что в систему среднего профессионального образования на уровень подготовки квалифицированных рабочих приходят выпускники школ с низкой, а иногда даже, я бы сказала, крайне низкой мотивацией к обучению. Одни пришли в колледж потому, что их привели родители, другие – от безысходности: школе они уже не нужны, а производству еще не нужны.

У таких ребят преобладают потребительское настроение; неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность; проявляются психологические проблемы в общении и неготовность к интенсивному труду. Главная же проблема большей части абитуриентов и студентов колледжа – осознанный и объективный выбор профессиональной подготовки. И лишь меньшая часть среди них осознанно «приходят в профессию».

В то же время, необходимость действовать в условиях обостряющейся конкуренции обусловливает повышенные требования к профессиональным качествам работников, их ответственности за результаты и последствия принимаемых решений. Молодой специалист должен быть способным к проектированию своей деятельности, обладать стремлением к самосовершенствованию и самореализации. Поэтому в процессе подготовки современного рабочего особое место занимает развитие у обучающихся способностей к овладению методами, способствующими самостоятельному поиску, анализу и использованию знаний в своей профессиональной деятельности.

В сложившихся условиях основное внимание обучения должно быть обращено на результат: умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных целей.

Психологи отмечают, что познавательная активность обучающихся – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных обучающихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. [1] Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы у обучающихся появилась мотивация к овладению знаниями, чтобы их мотивом были не страх и желание во что бы то ни стало избежать неприятностей, а самоутверждение. В этой ситуации наиболее эффективными для обучения являются активные методы организации занятий.

Применение активных методов обучения помогает решить проблему недостаточной мотивации обучающихся, позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая ученику одну и ту же информацию разными способами, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения материала. Эффективность пассивных и активных методов представлена в схематическом Конусе Эдгара Дейла.[3]

https://academy-prof.ru/img/uploads%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%AD%D0%B4%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B0.jpg

Активные методы обучения органично вписываются в различные организационные формы проведения занятий.

Активные методы обучения – это методы обучения, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированы на самостоятельное добывание ими знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности.

Профессиональное обучение имеет смысл тогда, когда оно дает человеку знания и навыки, необходимые в его будущей профессиональной деятельности. Ориентированность учебного процесса на профессиональную деятельность будущего специалиста является одним из принципов активного обучения. Направленность обучения на профессиональную деятельности обучающихся обеспечивает активное включение их в учебную деятельность.

Практико-ориентированное обучение формирует у обучающихся умения и навыки практической работы, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также формирует понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Практико-ориентированное обучение должно стать неотъемлемой частью профессионального образования, обеспечивающей формирование умений  в области осваиваемых обучающимися видов профессиональной деятельности.

Применение методов активного обучения позволяет организовать учебный процесс таким образом, что невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый обучающийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие учебного материала. Использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения. Содержанием образования становятся не знания, умения и навыки, а диалектическое мышление, творческие способности и профессиональное мастерство.

Список использованных источников.

  1. 1. Курышова Л.А. Активные формы и методы обучения. Электронный ресурс: http://www.b17.ru/article/formy_metody_obuchenia/.
  2. 2. Лазарева, И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. — 2004. -№ 3..
  3. 3. Современные методы и формы обучения в СПО. Академия профессионального образования. Электронный ресурс: https://academy-prof.ru/blog/sovremennye-metody-obuchenija-v-spo.
  4. 4. Г.А.Тихомиров, Л.В.Дубровина. Подготовка выпускника к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности: среднее профессиональное образование, июль, № 7, 2015.