Главная » Публикации » Интерактивные методы организации диагностики и коррекции качества освоения

Интерактивные методы организации диагностики и коррекции качества освоения ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии»

Дата публикации: 06.10.2019
Автор: Вершинина Татьяна Петровна

В условиях внедрения ФГОС3+ и исполнения закона РФ «Об образовании» изменились как приоритеты в профессиональном образовании и обучение, а также требования к образовательным технологиям. Такие ученые как А.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко основные методические инновации связывают с применением интерактивных методов технологий обучения.

Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, обеспечивают активность студентов в процессе обучения.

Учебный процесс необходимо организовать таким образом, чтобы практически все студенты оказывались вовлеченными в процесс познания, имели возможность обучаться и рефлексировать. Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного занятия. Новизна современного образования заключается в стимулировании преподавателем активной творческой индивидуально-личностной деятельности студентов и создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень освоения  общих компетенций (ОК). Рефлексия является обязательным заключительным этапом урока, на которой соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности.

В Шахунском колледже аграрной индустрии для организации диагностики и коррекции, а так же рефлексии достижения целей на разных этапах урока используется система электронного голосования VOTUM (СЭГ VOTUM). Это мобильная система. Состоит из небольшого ноутбука, набора индивидуальных пультов и пульта преподавателя с лазерной указкой. Для работы необходим компьютер, проектор и экран.

Применение системы электронного голосования VOTUM позволяет:

  • сделать общение между студентами и преподавателем интерактивным;
  • сделать возможным использование мультимедийных компьютерных вопросников (тестов);
  • оценивать в реальном времени уровень знаний студентов;
  • сэкономить время преподавателя на просмотр работ и анализ результатов работы, т.к. они создаются автоматически.

Систему электронного голосования VOTUM можно использовать на всех этапах учебного занятия.

В начале учебного занятия: для адекватной оценки начального уровня знаний, проверки домашнего задания. В середине учебного занятия: для поддержки обратной связи, повышения уровня внимания, контроля степени усвоения новых знаний, возможности отображения результатов. В конце учебного занятия: для проведения первичной проверки усвоения новой темы, организации рефлексии.

Система голосования VOTUM является инструментом для:

  • повышения вовлеченности студентов в учебный процесс за счет использования на уроках мультимедиа материалов, которые повышают заинтересованность ребят;
  • объективной оценки знаний студентов, за счет автоматизации оценивания – проставляя оценки по результатам тестирования в системе VOTUM, учитель опирается на баллы, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к студенту;
  • повышения ответственности преподавателя за поставленные оценки студентам – в случаях предъявления претензий к нему со стороны студентов, родителей, руководства по поводу занижения или завышения оценок преподаватель может подтвердить поставленную оценку данными из отчетов VOTUM;
  • повышения оперативности контроля директора, завучей, руководства за учебным процессом и деятельностью преподавателей– в любой момент можно посмотреть отчеты по любой группе или студенту;
  • оценки эффективности и качества обучения – применяя новые методики обучения, можно проследить насколько они эффективны, сравнивая отчеты VOTUM за разные периоды обучения.

VOTUM поддерживает несколько режимов.

Демонстрация – этот режим используется преподавателем для объяснения материала студентам, красочные интерактивные слайды помогут лучше освоить материал, правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные детали.

Режим «Оценка» – используется для оценивания понимания студентами материала курса или для контроля работы в ходе занятий. Система записывает результаты в процессе оценки знаний и умений для последующего анализа.

Режим «Соревнование» – этот учебный модуль предлагает студентам отвечать на вопросы в режиме соревнования (тот, кто нажимает первым кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос).

Режим «Быстрый вопрос-ответ» позволяет осуществлять текущий контроль знаний в форме фронтального устного опроса – преподаватель задает вопрос, студенты нажимают кнопки, чтобы ответить.

Экспресс – в этом режиме преподаватель задает вопрос устно, ученики отвечают, набирая ответ на пульте, а правильный ответ вводится преподавателем при построении отчета.

В режиме «Индивидуальный тест ЕГЭ» каждому выдается индивидуальный лист с заданиями, распечатанными на принтере, студенты отвечают с помощью пультов. VOTUM записывает все ответы и формирует отчеты. При этом «большой экран» студентам не требуется. Индивидуальный тест ЕГЭ – этот режим дает возможность дать каждому студенту индивидуальные знания, в зависимости от успеваемости, а также избежать «списывания» в процессе тестирования.

Голосование – этот режим используется для проведения анкетировании, опроса, голосования студентов. На голосовании преподаватель задает вопросы устно, пишет на доске, раздает листочки с вопросами, учащиеся отвечают на вопросы с помощью пультов. По окончании голосования VOTUM генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, атак же ответы всех студентов на все вопросы голосования. Для режима «Голосование» требуется регистрация студентов в системе.

Анонимное голосование – аналогичен предыдущему режиму, но персональная регистрация не требуется. Результаты анонимного голосования показывают только общий результат. Подобные отчеты помогут контролировать уровень знаний всей группы и отследить проблемные области.

Эффективно использовать систему электронного голосования VOTUM совместно с интерактивной доской. На нее можно выводить не только вопросы и варианты ответов, но так же и статистику, отчеты по успеваемости студентов, так что они будут знать свои успехи в обучении.

Например, постоянное применение СЭГ VOTUM на учебных занятиях позволяет более качественно сформировать ОК 5. «Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».

Практика обучения студентов в ГБПОУ ШКАИ по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» показывает, что применение интерактивных методов в условиях освоения ФГОС является эффективным. Количество обучающихся по специальности в 2018 году составило 25 человек, из них 5 человек получили дипломы с отличием; продолжили обучение в ВУЗе – 5 студентов; более 80 % выпускников трудоустроены по специальности.

Список использованных источников:

  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2012
  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2011
  3. Сайт разработчика системы электронного голосования VOTUM – http://votum-edu.ru/page/about.html
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. Учреждений среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2011