Главная » Публикации » Деловая игра как метод активного обучения студентов

Деловая игра как метод активного обучения студентов

Дата публикации: 05.07.2019
Автор: Вдовиченко Ольга Петровна

Сегодня как никогда, возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих, творческих личностях, владеющих умениями и навыками решения проблем.  Во многом это зависит от содержания и технологий обучения будущих специалистов. Это делает необходимым переосмысление традиционного подхода в обучении, ориентированного на передачу теоретических знаний и практических действий для решения.

Возникает потребность постоянно совершенствовать педагогические технологии, т.к. современное обучение рассчитано на формирование творческой личности, когда преподаватель и студент находятся в процессе активного взаимодействия.

Современным технологиям подготовки экономических кадров присущи:

— открытость будущему;

— интеграция всех способов освоения человеком мира;

— развитие и включение синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;

— свободное пользование различными информационными системами;

— игровая природа технологий подготовки кадров;

— изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям с обучающимися в новых ситуациях.

 Согласно требованиям новых ФГОС в целях реализации компетентностного подхода и для формирования общих и профессиональных компетенций студента в образовательном процессе необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. 

Деловая игра является одной из интерактивных форм образовательных технологий, способствующих формированию компетентного специалиста.

Под деловой (имитационной) игрой будем понимать игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.

Игровая система управления отличается от ее реального аналога главным образом тремя качествами: реальные работники бухгалтерии, налоговых инспекций, банка и т.п. заменяются исполнителями ролей этих работников; реальная информация о производстве заменяется псевдоинформацией, получаемой с помощью имитации производственных процессов; в игре сжимается масштаб времени и упрощается организационная структура.

В игре ясно проступает ограниченность сил и возможностей отдельного человека. Участие в групповой и коллективной работе требует взаимодействия и взаимоорганизации, выработки общих целей и выделения ценностей.

 Как средство обучения имитационные игры повышают мотивацию обучаемых, предоставляют возможность применить полученные знания для решения конкретных практических задач. Проведение имитационной игры сопровождается набором лекций, практических и домашних заданий.

По целям, стоящим перед деловыми играми, они могут быть разбиты на три категории: исследовательские, производственные и учебные.

Проведение экономических деловых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей:

  1. обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем;
  2. воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности;
  3. развивающая – приобретение навыков быстрого анализа экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.

Применение деловых игр при подготовке экономистов и бухгалтеров позволяет:

  • активизировать знания, умения и навыки в области бухгалтерского учета, аудита, информатики, которые были получены обучаемыми на лекционных и семинарских занятиях, лабораторных работах;
  • привить студентам навыки коллективной выработки и принятие решений в условиях неопределенности, недостаточности информации;
  • оценить знания, умения и навыки студентов после изучения профессиональных дисциплин и модулей.