От начинающего преподавателя до компетентного специалиста

Дата публикации: 20.11.2019
Автор: Грибанова Людмила Николаевна

В современных социально-экономических условиях требования к личности педагога возрастают. Разумеется, возрастает и актуальность проблемы совершенствования педагогических кадров. На первое место выдвигается такое качество, как профессионализм, который, как известно, обеспечивается процессами непрерывного самообразования. Добиться успеха в любом деле можно только постоянно работая над своим совершенствованием.

Важной составляющей педагога является информационная компетентность. Сегодня, когда информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь, педагог должен на высоком уровне обладать как информационной культурой, так и компьютерной грамотностью.

Известно, чем выше уровень профессионализма, тем позитивнее имидж педагогического работника, самого колледжа и его выпускников. «Моя работа – лицо колледжа».

Становление и развитие профессионального имиджа педагога возможно при реализации организационно-педагогических условий, которые складываются из наличия определенных теоретических знаний и сформированности у будущего педагога практических умений.

Мостиком, соединяющим теорию и практику, является накопление опыта, которое осуществляется на занятиях семинара «Школа начинающего преподавателя». В основе занятий семинара – серия методических вопросов, которые будут освещены с привлечением опытных преподавателей-наставников, методистов, психолого-педагогической службы.

Это и технология планирования современного урока «Шаг в профессию», и знакомство с требованиями к написанию и оформлению КТП, рабочих программ, создание УМК по дисциплинам. Это облачные технологии в профессиональной деятельности преподавателя, их классификация по типу сервисов. Это тестовые методики, рейтинговая система оценки знаний студентов.

Таким образом, главными задачами семинара являются:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • развитие творческих способностей преподавателей;
  • разработка методических рекомендаций с учетом их практического использования.

Кроме этого, в ходе занятий семинара предусматривается обсуждение различных точек зрения, дискуссии, обмен опытом и т.п. Такие формы педагогического общения способствуют активизации коммуникативной компетенции педагогов, формированию у них собственной позиции по обсуждаемым вопросам.

Так например, педагог-психолог Дергачева И.Н. оказывает помощь в профессиональной адаптации начинающего педагога, раскрывает секреты бесконфликтного общения, проводит профилактику эмоционального «выгорания» педагога, так как симптомов эмоционального «выгорания» предостаточно. Это и усталость, частые головные боли, бессонница, раздражительность, а порой и разочарование, чувство неуверенности, напряженная психоэмоциональная деятельность, слабая стрессоустойчивость, «трудный» контингент обучающихся и т.д.

Многое делается на преодоление профессионального «выгорания». В первую очередь – это создание позитивного настроя, оказание индивидуальной психологической, методической помощи молодым педагогам, вовлечение их в различного рода конкурсы, смотры, семинары, конференции и, конечно же, расслабляющие «посиделки» за чашкой ароматного чая.

Самое главное – постоянное получение положительной оценки своего поведения со стороны. Не секрет, но мы, зачастую, скупы на похвалу. А ведь это огромный стимул в работе каждого педагога, тем более начинающего.

Важно то, что каждое семинарское занятие с молодыми педагогами начинается с орфоэпического минимума, так как владение нормами литературного языка является показателем культуры личности.

Постоянно работаем над тем, как улучшить процесс обучения и как сделать его эффективным и результативным, как помочь себе стать успешным педагогом.

Таким образом, ставится задача: как сделать современное образование качественным, при этом предусматривая решение основной задачи через:

  • осознание своей роли в меняющемся образовательном пространстве;
  • изучение принципов, методов и технологий современного образования;
  • изменение культуры потребления знания и опыта.

«Я – окно, через которое студент смотрит на профессию».

Посещая уроки у начинающих преподавателей, обращаю внимание на использование в учебном процессе игровых технологий. И это неплохо, потому что в игре ярко проявляются способности обучаемого, а игровые ситуации активизируют деятельность студента, делают восприятие учебного материала активным, творческим, учат быть независимыми. Ведь чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами. Недаром народная мудрость гласит: «Дай голодному не жареную рыбу, а невод…». На занятиях активно используются мультимедийные презентации. Демонстрация каждого слайда комментируется.

С помощью студентов начинающие преподаватели работают над составлением тестовых заданий и дидактических игр. Конечно же, самым увлекательным является создание компьютерной презентации. Кстати, 90% начинающих педагогов владеют компьютером на уровне уверенного пользователя.

Запланирована серия открытых уроков молодыми преподавателями. Тематика занятий разнообразная:

  • ПМ.06 Выполнение работ по профессии «Изготовитель мороженого»
    тема занятия «Ассортимент любительских видов мороженого и мороженого специального назначения» – преподаватель Игнатущенко Л.А., 223 группа
  • ПМ.03 Производство различных сортов сливочного масла и продуктов из пахты

тема занятия «Обобщающий урок по технологии производства сливочного масла и продуктов из пахты» – преподаватель Шевцова Н.И., 231 группа

  • ПМ.05 Выполнение работ по профессиям: «Обвальщик мяса и субпродуктов, изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы»

тема занятия «Дообвалка мяса» – преподаватель Медко Л.В., 131 группа

  • ПМ.02 Обработка продуктов убоя

тема занятия «Основные технологические процессы консервирования шкур» –  преподаватель Ростопша Ю.С., 132 группа

  • дисциплина «Информатика и ИКТ»

тема занятия «Понятие информационной системы. Модели системы» – преподаватель Щеголева А.П., 711 группа

  • дисциплина «Информатика и ИКТ»

тема занятия «Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах» – преподаватель Цымбалов В.В., 611 группа

  • дисциплина «Физика»

тема занятия «Линзы. Построение изображения в линзе. Формула в тонкой линзе» – преподаватель Кошман А.В., 611 группа

  • дисциплина «Химия»

тема занятия «Оксиды и их свойства» – преподаватель Величко С.С., 611 группа

  • дисциплина «Физическая культура»

тема занятия «Волейбол. Совершенствование верхней и нижней передачи. Нападающий удар» – преподаватель Левченко А.В., 731 группа

К проведению открытых уроков необходима серьезная подготовка.  Поэтому будут привлечены педагоги-наставники, методисты. Это «Педагогический дебют» и достойный вклад в «Индивидуальную карту преподавателя».

Зачем, с какой целью мы решились на проведение открытых уроков начинающими преподавателями? Конечно, это смелый шаг. Но открытый урок помогает видеть, как педагог применяет на практике теоретические знания, как планирует урок, какой необходимый учебный материал выбирает, как использует активные формы, методы, средства обучения и контроля знаний в соответствии с поставленными целями и задачами. Увидеть и помочь.

Посещение и проведение открытого урока, на мой взгляд, хорошее, результативное подспорье в работе начинающего преподавателя. Действительно, лучше один раз увидеть…

Молодые педагоги совместно со студентами продолжают активно заниматься учебно-исследовательской работой. Это и подготовка рефератов по дисциплинам, и написание исследовательских работ по индивидуальному заданию, а также участие в научно-практических конференциях. Всё это вызывает огромный интерес у студентов, способствует самосовершенствованию и подготовке их к практической деятельности.

Помимо всего сказанного, начинающему педагогу необходимо вырабатывать качества, необходимые для положительного воздействия на окружающих, а именно:

  • коммуникабельность, способность к сопереживанию;
  • проявление теплоты, доброжелательности, толерантности;
  • креативность и ответственность.

Желательно, развивать постоянный выброс положительной эмоциональной энергии (сегодня это в дефиците!)

Важно по пути к профессиональному росту уметь ставить цели и достигать их. Целеполагание (а оно должно быть правильным и продуманным) – основное условие профессионального роста педагога.

Добиться успеха в деле можно, систематически работая над совершенствованием не только профессионализма, но и своих личностных качеств, исключая нежелательные и формируя позитивные качества. А для этого необходимо осуществлять постоянное самовоспитание, самообразование и саморазвитие. Как известно, внутренняя основа самовоспитания, самообразования и саморазвития – потребность в совершенствовании, желании изучать себя, стремлении успешно работать, объективно оценивать и контролировать свое поведение. Познавая свои возможности, человек становится, безусловно, сильнее. Это и есть наша цель в проводимых семинарах «школы начинающего педагога». Поэтапный комплексный подход и самообучение – гарантированное продвижение в профессиональном становлении.

Но, стремясь к самосовершенствованию, основной задачей следует считать не стремление сделать лично себя хорошим человеком (Это очень важно!), а улучшать жизнь окружающих, налаживать добрые деловые и человеческие отношения с коллегами. В.А. Сухомлинский говорил: «Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека».

Только думая о других, можно стать лучше самому!